Как уберечь технику при съемке на морозе
Опытные фотографы и рядовые фотолюбители, видеооператоры, не хотят расставаться со своей камерой в зимние месяцы. Зима – это череда праздников, а для кого-то и плотный график съемок.
Очень приятно сделать снимки или наснимать футажей в дикой природе, а затем, уже в комфортной обстановке, наслаждаться ими. Мало того, порой видео-фотосеты организуют именно с целью что-то заснять. Но важно знать, как именно при аренде фототехники не испортить дорогостоящую аппаратуру в морозный день. Самое важное состоит в том, что современные ее модели, на самом деле, не так уж чувствительны к низкой температуре, как это часто считают.
Штативам, особенно профессиональным – легче. Бюджетные – просто становится невозможно снять плавную панораму – замерзает смазка. Профессиональные – работаю вполне себе, может лишь ход становится немного туже. Даже если можно приплести Челябинск и другие города с относительно холодным климатом — для цифровой фотоаппаратуры таких проблем просто нет.
Безусловно, изготовители ради перестраховки указывают, что их технику нельзя использовать при температуре ниже нуля градусов. Однако звучат такие рекомендации смешно и изрядно странно. Конечно, в случае выхода устройств при нарушающих инструкцию условиях гарантия автоматически аннулируется. Но сталкиваются с таким развитием событий исключительно редко. В умелых руках — и вовсе никогда подобного не происходит. Конечно, объективы продолжают страдать от перемерзания смазки. Это затрудняет работу автофокусировки либо зума. Главное все же в том, что общая работоспособность техники не нарушается. Нужно только исключать приложение чрезмерных усилий.
Как сберечь камеру и объектив при съемках на морозе
Умелые фотолюбители часто снимают даже при температуре около — 30 градусов, а иногда и меньше. При этом они даже не имеют повода жаловаться на плохую работу техники и низкое качество съемки. Только изредка подводят механизмы подъема зеркал. Да и такое обычно случается только при жесткости погоды на уровне 40 градусов и более (с поправкой на ветер и влажность). Но это не означает, что относиться к зимней фотосъемке можно безалаберно!
Основная опасность для камер — конденсат. Он образуется внутри, как только температура резко поднимается. Это примерно то же самое, что и потение у живых существ, только феномен носит не биологический, а чисто физический характер. Извне это не слишком вредно, надежная защита от проникновения влаги. Достаточно просто протирать полотенцем или тканью.
-
Разумеется, появление воды внутри фотоаппарата куда вреднее — это грозит поломкой электронных компонентов. Такая угроза возникает:
- при помещении аппарата под одежду;
- при входе в обогреваемые помещения или даже просто в палатки;
- при попытках согреть упаковку фототехники каталитическими грелками и иными средствами.
Грелки и прочее хорошо использовать для подогрева рук — но в кофре их держать наоборот, ни в коем случае, не нужно. Более того, холодный фотокофр является первым другом фотокамеры. Пытаться нагревать ее под курткой или иной верхней одеждой также не стоит. Движущийся фотограф выделяет тепло. И потому образование конденсата практически неотвратимо.
Иней на объективе заставляет протирать замерзший светофильтр либо линзу. Это грозит механическим повреждением таких частей — но уже и без протирки о нормальной съемке придется позабыть, так что фотографы сами себя загоняют в тупик.
Входя зимой в теплые комнаты, фотокамеру следует оставлять в кейсе. Тогда потепление будет происходить медленнее, и конденсат не проявится. Разумеется, редкий фотограф воздержится от намерения посмотреть быстрее отснятый материал, а быть может, и показать его другим людям. Но карту памяти или иной носитель лучше отсоединять заблаговременно, чтобы она не была повреждена точно. На морозе фотографировали — на морозе и карточку вынимаем, вот такое должно быть правило. Иногда конденсат все же проявляется. В этом случае фотоаппарат придется выключить и убрать из него батарею. Появившуюся влагу промокают полотенцем без протирки. Это позволит исключить просачивание вытесняемой воды внутрь кнопок и в корпусные швы. После этого устройство сразу помещают обогреваться плавно в штатную емкость.
Конденсация влаги может происходить и внутри объектива. Высохшие линзы тогда покрываются пятнами. Выход один — заранее оставлять их греться в кофре, пока температура не выровняется. Если фотокамера согрета (объектива это тоже касается), то падение снега будет сопровождаться его таянием. Желательно с вечера накануне съемки держать аппарат в холоде, лучше всего — в штатной таре на балконе. Если съемка начинается незапланированно, то устройству полезно дать все же немного охладиться.
Снежинки затем смахивают, а не сдувают, потому что дуновение изо рта ведет к запотеванию. Та же самая причина заставляет дышать в сторону либо не дышать при самом фотографировании — иначе трудно будет постоянно оттирать экран и видоискатель. Чтобы постоянно на этом не зацикливаться, следует натягивать на рот бандану, балаклаву либо платок.
Объектив стоит защищать блендой. Особенно актуальна такая мера при снежной погоде. Она позволяет упростить очистку фронтальной линзы. Если нужно подменить объектив, фотоаппарат требуется удерживать байонетом книзу. Тогда снег не попадет внутрь устройства. К сведению — такого правила надо придерживаться независимо от сезона, потому что опасность для камеры представляет еще и пыль.
Иногда приходится снимать в условиях вьюги. Тогда стандартной защиты камеры при замене объектива недостаточно, придется принимать дополнительные меры. А вот рассчитывать на стабильную работу порта для флешек не приходится. Замена накопителя данных представляет множеством проблем. Полезно заранее ставить накопитель как можно большей емкости, и обязательно копировать данные, освобождая место. Часто неопытные фотографы пугаются, если жидкокристаллический экран начинает работать замедленно. При сильных холодах сведения на нем могут вообще не отображаться. Ничего страшного тут нет — дисплей, если он качественный, заработает после отогрева.
Сверху одну из ножек штатива покрывают изоляционным утеплительным материалом. Тогда замерзание штатива не создаст опасности переохлаждения рук и связанного с ним дискомфорта. Часть конструкций уже изначально производится с теплозащитными накладками. Пластиковые штативы только кажутся выходом — они, безусловно, более комфортны зимой — но при этом более хрупки. Штатив тоже покрывается конденсатом при перемещении из холода в тепло. В дальнейшем, стоит вновь выйти на мороз, вода застывает, и это может помешать раскладыванию ножек. Сушка водяных капель занимает несколько суток. Потому требуется растягивать ножки для сушки и оттирать от влаги.
Трудности связаны еще и с аккумуляторными батареями. В холодную погоду они разряжаются гораздо стремительнее. Поэтому запасные аккумуляторы стоит хранить в тепле – за пазухой, в кармане и тп. Также следует брать в долгие выходы сменные источники энергии – так называемые «пустышки», работающие от powerbank, либо другие системы питания (в нашем прокате большой ассортимент). В солнечные дни и при штативной съемке полезно отключать стабилизатор, чтобы экономить драгоценную энергию. Дополнительно беречь заряд помогает ограничение просмотра фотоснимков на экране. Меняя аккумулятор, его следует отогревать. Полезно заранее класть его в теплый бокс, если вероятен скорый разряд главной батареи. И еще одно правило — отдельный кофр гораздо предпочтительнее, чем хранение фотоаппаратов в рюкзаке вместе с другими вещами «навалом»; это позволяет исключить их повреждение.
Итак, с учетом всего сказанного очевидно, что пользоваться прокатом фотоаппаратов и объективов в зимнее время вполне можно. Главное — четко соблюдать рекомендации.